ПроРок-6: Будь как дома, путник… (Mad Max Mafer)

Думаю, не найдётся человека, который бы не узнал строчку из заголовка. Независимо от того, нравится ему Король и Шут или нет — ни одна рокерская юность (и юности, которые с чьей-то рокерской соприкасались) не прошла мимо КиШа.
КиШ во многом был уникален — в первую очередь тем, что его все считали за своего. Панки считали их панками (наверное, из-за Горшка), металлисты — металлистами, рокеры — рокерами.

Почему-то, несмотря на то, что КиШ занимал огромное место в моей жизни, воспоминания о нём весьма обрывочны. Я не помню, как впервые его услышал (вот совершенно не помню), и не помню, как обзавёлся всеми альбомами на кассетах. Есть несколько ярких моментов, связанных с КиШом, и очень ясное мнение об их музыке, о котором я расскажу ниже.
Киш — вторая группа в моей жизни, удостоившаяся чести заполнить мою подставку для кассет. Думаю, я искал более тяжёлый звук, которым следовало «очиститься» от периода разброда и шатания (о нём будет отдельная глава). У меня была такая высокая кассетница — кажется, кассет на 20 с каждой стороны. С одной стороны были, разумеется, Битлы, а с другой — КиШ. Разумеется, тексты я тоже моментально выучил, благо они были на русском.

Мои воспоминания о КиШе простые — это самая лучшая для визуализации группа. Ты вдруг оказываешься в волшебной истории — о чём тут ещё говорить? Музыка задаёт тебе настроение, а текст создаёт необходимые декорации. Можно даже выбрать себе подходящую роль — положительного героя, отрицательного, или просто стороннего наблюдателя. Можно даже переделать концовку, если она тебя не устраивает, или придумать продолжение. Никто другой не может дать тебе ничего подобного, не может за три с половиной минуты окунуть тебя в сказку (с началом, серединой и концом) — только «Король и Шут». И тебя не вырывают из неё искусственно — как многие прекрасные композиции, которые построили тебе замок, накрыли на стол, позвали гостей, а затем лопнули как мыльный пузырь, оставляя тебя ни с чем, опустошённого, посреди мира без волшебства. У Короля и Шута тебя очень нежно из сказки выводят, и подобная забота о слушателе весьма трогательна.

Вот вспышки моих воспоминаний:
1. Мама купила мне несколько кассет сразу. Причём кассет было больше, чем альбомов — некоторые из них оказались сборниками, но тоже прекрасно оформленными. Я очень любил рассматривать вкладыши в эти кассеты, особенно, если там были тексты песен.
2. Единственный альбом, который мне достать не удалось — «Герои и злодеи», так что я его переписал у друга (звук получился тише, чем на других кассетах, да и качество хромало, но это долгое время был один из любимых альбомов). Даже обложку отсканировал, чтобы всё чин чином, только распечатал на чёрно-белом принтере.
3. Моя подруга узнала, что я то ли никогда не слышал КиШа, то ли не слышал какой-то альбом, и, пока мы гуляли, исполнила мне акапелла песен 10. Это тоже случилось на даче. (Кстати, взрослея, я с удивлением обнаружил, что очень многое из вновь открытого впервые услышал именно там при совершенно разных обстоятельствах).
4. Я помню, что на новый, 2001 год страшно хотел получить в подарок две кассеты — «Как в старой сказке» и «Inquisition symphony», и моё желание исполнилось, а счастью не было передела. Я слушал «КвСС» несколько дней напролёт, и до сих пор считаю эту работу вершиной творчества КиШа. Самые лучшие тексты и самая лучшая музыка.
5. Ещё помню, что в 2002 году «Жаль, нет ружья!» стала последней купленной в моей жизни кассетой.
6. На сайте КиШа в списке музыкантов, которые на них повлияли, разумеется, были «Битлз», что только укрепило моё уважение к группе =)
7.Был у меня одногруппник в лицее — весёлый парень Саша — который утверждал, что КиШ — панки, носил по праздникам ирокез, и любил рассказывать о том, как Горшок потерял зубы. Как-то раз он принёс журнал «Молоток», где эту историю рассказыва сам музыкант (хотел на зубах повисеть на турнике — зубы немножно не выдержали).
8. Когда я оказался уже во втором универе, мы с моим одногруппником Сергеем очень быстро сдружились именно на почве КиШа. Благодаря КиШу как будто можно пропустить стадию «притирки» к человеку. Если у вас обоих детство прошло под КиШа — всё в порядке =).

В школе КиШа никто не слушал вплоть до 7-го класса. После 7-го я поступил в лицей, где КиШа, кажется, слушали абсолютно все. Даже отличники и девочки. Или, если не слушали — то, по крайней мере, точно слышали. «Лесник» на всём протяжении моего обучения был в топ-3 песен, исполняемых умельцами на гитаре по просьбе слушателей. Как-то раз я написал на «Лесника» сразу 5 пародий. А «Охотника» переделывали вообще все кому не лень. И все знали почти всего КиШа наизусть. Любой мог тебе подпеть или спеть с тобой. Думаю, КиШ был так всеми любим как раз поэтому — оставаясь вне остросоциальных проблем и личных трагедий, для многих он был точкой соприкосновения, по поводу которой не могло быть разногласий. Все чувствовали его одинаково, а это — чуть ли не высшая похвала для музыканта, на мой взгляд.

Думаю, что все вспоминают КиШа в основном в связи с тем, что это — детство и ностальгия. Многие, вырастая, от ребят открещиваются, воротя носом, и рассказывая, что это — музыка для 12-летней школоты или попросту недостойная внимания благородных донов. Я бы не был столь категоричен.

Конечно, специфика текстов привлекает более молодое поколение. Мы все любим сказки, даже если они страшные. Большинству нравится чёрный юмор, если палка не слишком перегнута. Подростков же это привлекает вдвойне.

Но если говорить серьёзно, то Король и Шут — единственная (во всяком случае, первая и одна из немногих) групп, песни которой полностью подчиняются правилам обычного повествования. У них всегда есть завязка, кульминация и финал. Это — уникальное явление в песенных текстах. У английских групп я встречал такое всего пару раз, у русских — чаще, но, разумеется, мало кто полностью строит на них свой репертуар (если вы знаете такие примеры — буду крайне вам благодарен за наводку, мне это пригодится, если дойдут руки до научной работы).
Их тексты могут показаться простоватыми, если, скажем, обращать внимание на рифму, но это с лихвой окупается стройным повествованием. И это всегда подкупает — потому что ты слушаешь историю от начала до конца, а не собираешь из осколков льда слово «Вечность», как это происходит с обрывочными песнями. За то, что ребята придумали что-то особенное, ни на что не похожее, самобытное и очень драйвовое, они заслуживают самой высокой оценки.

Ещё одна уникальная особенность КиШа — разумеется, тематика. Мрачные истории, необычные персонажи, диалоги, монологи, рассказы от третьего лица, колдуны и ведьмы, вампиры и пираты, без излишней вычурности, но и не слишком упрощая. Музыка, которая помогает тебе оказаться в сказке, или сильнее прочувствовать своё пребывание в ней — как никто другой. Их всегда приятно слушать, они всегда поднимают настроение, всегда переносят тебя туда, откуда волшебство ещё не ушло. Не говоря уже об откровенно ироничных и юморных песнях — «Двухголовый отпрыск», «Инструмент», «Сосиска». Кроме того, в каждом альбоме есть пара лирических композиций, что подчёркивает мастерство и разноплановость группы.

Ну и, наконец, собственно музыка. КиШ, пожалуй, был самой гитарной группой России. Не поймите меня неправильно — не по мастерству исполнения, не по тяжести звука, а по насыщенности. Это единственная группа, где гитары не перетягивают одеяло, и не слишком уходят на второй план, не устраивают соло-запилов на 5 минут, а заполняют собой пространство, создавая для вокала идеальный фон. Самый вкусный звук электрогитар (среди наших групп) лично для меня будет всегда ассоциироваться с Королём и Шутом.
Гитары до 2001 года прекрасно дополняла скрипка, и, конечно, уход Маши очень сильно отразился на звучании группы (именно Маши, скрипка-то у них осталась).

И вот, выходит «Как в старой сказке». Настоящая феерия. Звучание очень сильно отличается от предыдущих альбомов, аранжировки становятся гораздо интереснее — это настоящий прорыв и второе дыхание.
«Жаль нет ружья» в целом мне понравился, но там уже чего-то не хватало, и после «КвСС» он казался гораздо слабее.
«Бунт на корабле» я распробовал значительно позже его выхода, хотя альбом вышел неплохой.
Потом я помню, что ребята начали записывать сольники, даже ходили слухи о распаде группы, но они не оправдались, и в 2006 вышел «Продавец кошмаров», но я был уже слишком погружён в освоение огромных объёмов творчества самых разных исполнителей, которых тогда для себя открыл, и познакомился с этим альбомом тоже сильно позже.
Я следил за КиШом, добросовестно сохранял себе новые альбомы, но они не производили на меня такого впечатления, как более ранние. Это была твёрдая 4-ка, а мне хотелось 5.
«Тень Клоуна», на мой взгляд, был наиболее удачным из последних релизов.
Несмотря на то, что некоторые альбомы кажутся мне менее удачными, я очень уважаю ребят, и считаю, что они никогда не переставали развиваться, не застревали на каком-то уровне и двигались дальше, оставаясь верными себе.
ТОДДа я уже не слышал, потому что считал, что его нужно смотреть. Но не успел.
19 июля 2013 года умер Михаил Горшенев, и вместе с ним умер КиШ. Очень приятно и отрадно видеть, что его друзья это поняли и стали «Северным флотом».
Вам может показаться, особенно, по сравнению с главами о Битлз, что я сказал очень мало. Но о хорошей музыке и не нужно говорить много — её нужно слушать. И я думаю, что нет ничего лучше, чем в память о Махаиле Горшенёве запустить какой-нибудь старый альбом и послушать его от начала до конца.

«Много дней грустил король,
Не знал народ, что за беда,
И кто-то во дворец привёл
Смешного карлика-шута…»
Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *