ПроРок-7: Разброд и шатание или не совсем про рок (Mad Max Mafer)

Заждались? Надеюсь, что да!)
Ну что же, большинство моих любимых, драгоценных и немногочисленных читателей захотели услышать грязные тайны о том, что же было до того, как автор этих строк стал проповедником рок-н-ролла. Да будет так. Надеюсь, вы мне простите некоторые лирические отступления, на мой взгляд, они нужны для общей картины.

Я уже говорил про битлов, которые стояли особняком, потому что были чем-то большим, чем музыка. Собственно, на вопрос «Что ты слушаешь» я всегдап отвечал «Битлз» — потому что слушал я действительно только их.
Зачем люди вообще слушают музыку? Как формируется музыкальный вкус? Когда музыка становится чем-то большим, чем-то значимым, более существенным, чем фон, когда она начинает служить идентификатором человека? Почему именно музыка, а, скажем, не книги? Почему для некоторых она так и остаётся фоном, и никаких особенных предпочтений не формируется?
Всё это вопросы скорее к психологии, чем ко мне. Я могу ответить лишь на один вопрос из поставленных выше. Музыкальных направлений, по сути, не так много, и все они так или иначе влияют на образ жизни человека. Все они имеют какую-то общую идею, какой-то характерный только для них признак. Или наборот — определённые субкультуры присваивают какую-то музыку себе для удобства идентификации. Так или иначе, я очень давно и, думаю, далеко не первый озвучил принцип «Ты — то, что ты слушаешь». Книг миллионы, и ориентироваться по ним не так удобно. Фильмы — это слишком слабый опознавательный знак, и практически нет людей, которые смотрели лишь какой-то один жанр. Музыка даёт человеку некую возможность самоопределения в обществе, при этом избавляя его от необходимости каждому рассказывать о себе. По крайней мере, на определённом жизненном этапе. Почти всегда я сразу спрашиваю человека о том, что он слушает. И это никогда меня не подводило.
Но до всего этого, до серьёзных размышлений и самоопределения, разумеется, все слушали всё подряд.
Я не помню, как было до развала СССР, я был ещё мал, но прекрасно помню, как всё менялось на глазах, когда я пошёл в школу. Буквально на каждом углу открылись продуктовые магазины, какие-то палатки, потихоньку начали вылезать всякие там магазины бытовой техники и так далее. Причём ассортимент у каждого магазина был свой. Нельзя было просто прийти в ближающую палатку и купить себе, скажем, набор наклеек для альбома. В одном месте были наклейки с динозаврами, в другом — с самолётами, в третьем — со спайдермэном. Ну и так было почти со всем поначалу, отчего казалось, что разнообразие просто колоссальное. Сейчас везде можно купить всё, отчего кажется, что выбора практически нет.
То же самое происходило с радио и телевидением. Чуть ли не каждый день — премьера. Потому что не было вообще ничего, а теперь вдруг резко появилось всё. Появился MTV, Муз-тв, всякие там дециметровые (если я не ошибаюсь в терминологии) каналы, в общем, из ниоткуда хлынул целый поток. Когда я был маленький, у нашего большого советского телевизора было 6 кнопок, и их хватало. Потом нужно было крутить такие колёсики в «патроннике», чтобы переключить канал. А потом появились современные телевизоры с возможностью настроить 100 каналов и пультом.
Чуть ли не каждый месяц появлялись новые радиостанции, потому что диапазон был совершенно свободен и его просто необходимо было заполнить.
К чему я это всё пишу. Когда у тебя не было ни одной игрушки, а ты вдруг оказываешься в магазине игрушек, тебе хочется сразу всего. И ты набираешь тысячу игрушек, из которых у тебя остаётся несколько любимых, а остальные отправляются на свалку. Люди всех возрастов оказались примерно в такой ситуации, и начали пробовать совершенно всё, без разбора. Раньше всё было нельзя, а теперь — всё можно. В такой ситуации почти всё новое моментально становилось сверхпопулярным. Не потому, что было хорошим, а просто потому, что было новым. Мне кажется, что сейчас люди больше присматриваются к новинкам, потому что уже всё пробовали. А тогда — всё новое моментально становилось модой, а кто не успевал за модой — «тот лох».
Ну а у детей вся эта катавасия развивается в десять раз стремительнее, потому что что есть у одного — сразу должно появиться у всех.

С музыкой было точно так же. Эта почва детьми только прощупывается, но, подражая взрослым, они стремятся соответствовать. Обычно влияние оказывалось старшими братьями и сёстрами, иногда — телевидением, реже — радиостанциями. Радио слушать было скучновато) Дети не задают вопросов. Кто-то где-то сказал, что сейчас — это самое крутое — и ребёнок спешит поделиться со сверстниками, что он услышал об этом первым, поэтому первым стал крутым.
Я всегда был себе на уме, и в моём личном замке (читай пространстве) не было музыки кроме той, которую я уже прочувствовал без чужого влияния. Но в школе нужно было быть частью общества, поэтому, несмотря на собственные предпочтения, которых я не скрывал, я тоже был в тренде. У моего лучшего друга был старший брат, и я думаю, что процентов 75 музыкальных вкусов моего первого класса крутились вокруг него, хотя напрямую мы никогда не общались. Дальше опять пойдут некоторые вспышки воспоминаний, приготовьтесь)

0. Пластинки АББА, «Осенний вальс» (сборник, оттуда помню «Вальс-бостон» Розенбаума, Паромщика, Вернисаж, Лаванду), Алла Пугачёва (до сих пор одна из любимых песен АБ — «Папа купил автомобиль»), детские музыкальные сказки (Бременские музыканты, Голубой щенок, Оле Лукойе и прочие — у меня их было много), Джо Дассен. Любовь к лёгкой, хорошей, мелодичной музыке оттуда, хотя слишком лёгкие по тексту/музыке, а также абсолютно все нудные и грустные медляки мне не нравились. Когда я повзрослел, у всех этих песен для меня осталась только эмоциональная окраска и привкус детства, но свою художественную ценность они потеряли. Переслушать как-нибудь, вспоминая то, что меня тогда окружало — вот что ценно, а с точки зрения музыки — это собранные паззлы, разгаданные головоломки, возвращаться к которым уже нет смысла.
1. Утро, я готовлюсь в школу, по телеку показывают выступление «Отпетых мошенников«. Песня «Всяко-разно». Альбом оказался у моего друга сразу после выхода, был заслушан нами до дыр. Стильно, модно, молодёжно. Стёбные песни и запретные темы сильно тогда ударили нам по мозгам.
2. Дискотека Авария. Кассет не было, но их тогда ОЧЕНЬ часто крутили по всем радиостанциям.
3. Руки Вверх! — Ну что тут скажешь. Каюсь. Было дело. И кассета была — не в пластмассовой коробочке, а в ярко-синем конверте. Кассета была кислотно-жёлтого цвета. Помню, как ставил оттуда маме песни «Джимми-Джимми-атя-атя» и какой-то микс с нарезкой текста из мультфильма «Маугли». «Послушай как бьётся сердце» и всё такое. Ну, их тогда тоже крутили все, кому не лень. Друг сказал, что песня «Студент» — очень крутая. Точно понабрался у старшего брата. Крошка моя, 18 мне уже… Кассета была уничтожена после самопосвящения в рокеры.
4. Aqua. У меня альбомов не было, но во втором-третьем классе это была супермегахитовая тема. Barbie girl, Lollipop, Bumble bees, Cartoon Heroes — эти хиты знали все. Помню, что музыка нравилась мне меньше, чем Ленэ Нистрём — вокалистка.
5. Олег Газманов. Он очень нравился маме, да и вообще тогда был на пике популярности. Офицеры, Эскадрон, А я девушек люблю, Как бы хотел я нарисовать мечту, Морячка, Загулял, Москва, конечно, и так далее. У нас было две или три кассеты, их я тоже знал наизусть. Неплохой музыкант, где-то между эстрадой и роком. Ближе, конечно, к эстраде. Хорошие тексты, неплохая музыка, но всё, что он мог сделать, он сделал в 90-ые. Потом — переиздания, и альбомы 2000-ых уже совершенно не держат планку.
6. Любэ. Ещё одна группа, к которой, кажется, никто не пиатет негативных эмоций. В чём тут секрет? Не слишком тяжёлая для любителей эстрады и не слишком лёгкая для любителей рока. Обычно люди, старающиеся всем угодить, не нравятся никому. но тут у ребят получилось. Мне кажется, секрет тут в том, что несмотря на продуманную стратегию, если так можно сказать, они не стали лицемерами. У них не было жеманства и (почти не было) перебарщиваний. А музыка — качественная. Меня они окончательно завоевали своей «Ты неси меня река…», и я купил кассету, хотя до этого — «Опера«, «Комбат» и «Атас», конечно же. Может быть, многие считают их кем-то вроде Сергея Безрукова — берёзки, Россия-матушка, водичка колодезная, одним словом, перебор — но я думаю, что им как раз удалось этого избежать, не потеряв в искренности.
7. Eiffel 65 — разумеется, мы и подумать не могли, что это — итальянцы. Все знали две их песни — I’m blue (дабудидабудай) и Move your body. И ещё клипы на них были. Мы с другом даже звонили и голосовали за них на муз-тв (точнее — оставляли сообщение на пейджер. Тогда вместо смс-голосований была вся эта канитель с пейджером. Абонент муз-тв, хит-парад, название песни). Конечно, звонили мы больше по приколу.
8. Scooter — да что тут рассказывать, под Скутер тогда колбасились все от мала до велика. Он был на невероятной волне популярности. Во втором классе на английском на день святого Валентина мы ставили Let me be your valentine. How much is the fish, We getting faster, harder, scooter, I was made for loving you, baby (KISS cover). В третьем классе у нас был мини-выпускной в честь начала средней школы (и взрослой жизни, как мы тогда думали). И на этом выпускном мы просто задолбали ди-джея просьбами поставить Faster, harder. Ох, было же время! =)
9. Татьяна Буланова — была у меня и такая кассета. Кажется, кто-то маме отдал, а я, твёрдо намереваясь разбираться в музыке, слушал все кассеты, что были в наличии. Таню я слушал раза три-четыре, две песни мне нравились.
10. Five — я был твёрдо уверен, что авторами «We will rock you» были они. Только этим они и завоевали мою любовь. Я даже купил их диск (если мне не изменяет память — сборник «Greatest Hits»). Нравилось мне с него песни три, но тогда я впервые почувствовал огромную разницу между нашей поп-музыкой и западной. Ещё помню, что Backstreet Boys были гораздо популярнее, чем Five, и Five мне нравились больше ещё и поэтому. Хотя казалось бы — найди 10 отличий, да?

Вот как раз и получился ТОП-10 групп, пришедших в голову. Разумеется, их было гораздо больше. Но половина из них осталась на уровне запомнившихся мелодий и образов из клипов, скорее как общее воспоминание из детства, а не воспоминание о музыке, которая нравилась. Ну вот взять хотя бы того же Bomfunk MC — Freestyler. Эт же легенда! Кто его не помнит? А клип? Ага, а теперь назовите мне ещё хоть одну его композицию, да без помощи интернета. Нет? То-то и оно. Да, а другая половина и попросту вылетела из головы, потому что нечего там вспоминать.
Ещё стоит сказать о том, что многое из того, что впоследствии стало обязательным для моей медиатеки, я тоже услышал в том нежном возрасте, но об этом я буду говорить отдельно.
Ну и напоследок — небольшое разъяснение. Не знаю, было ли такое повсеместно, но у нас в классе музыка воспринималась в основном как часть танца. То есть под музыку нужно было танцевать (читай — беситься, дёргаться), речи о том, чтобы сидеть и слушать музыку никогда не шло. «В каждом маленьком ребёнке, и в мальчишке, и в девчонке, есть по 200 грамм взрывчатки, или даже полкило». И вся музыка воспринималась достаточно однородно — как средство для активности. Поэтому дети и слушали всё подрял, лишь бы качало, как говорят теперь в народе. Кто-то, повзрослев, отошёл от «качания» в пользу формирования музыкального вкуса, кто-то остался верен этому принципу. Хорошо это или плохо? На самом деле — не так уж важно. Главное, чтобы человек был хороший =)
Другое объяснение подобного восприятия музыки заключается в том, что по телевизору крутили по одному (редко — два) клипа какого-либо исполнителя. Поэтому запоминался именно клип и какая-то конкретная песня, которые переставали быть хитом через неделю, и растворялись в памяти. Когда ты начинаешь слушать альбомы и интересоваться группой, то наоборот ищешь всё, что вообще можно найти. Когда ты — ребёнок, и видишь только клипы, тебе больше ничего не надо — тебе как будто уже показали «самое интересное» в книге — картинки, и ты идёшь дальше.

В следующей главе я расскажу вам о том, как можно за один день стать совершенно другим человеком, почему нельзя носить кепку на бок, как то, что ты слушаешь, внезапно становится важно, и о начале пути рокера. Возможно, я уже замучил вас всеми этими личными подробностями, и вы бы хотели больше конкретики, но я же для вас стараюсь — чтобы история последовательно складывалась в картину, шла по нарастающей, чтобы вы заметили переходы от простого к сложному и кайфовали от того, какие вы молодцы, что всё это видели, поняли и прочувствовали. К тому же, без всех этих нюансов, при переходе к группам мне придётся постоянно отскакивать назад, к предыдущему звену цепи, и если вместо него будет зияющая пропасть, то вся история разлетится как карточный домик.
Заходите, будет круто! В программе: беспощадный разбор текстов, разрушение стереотипов, поиски смысла в самых безумных безднах сознания, ответы на безнадёжные вопросы, гадание на музыке по средам и, конечно же, бесконечный рок-н-ролл! Хорошей вам недели, мои хорошие.

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *