ПроРок-8: О музыкальных стилях или fuck the system! (Mad Max Mafer)

Я не зря пустил в заголовок System of a Down, поскольку сегодня они станут специальными гостями в моей статье, а название песни весьма точно характеризует то, о чём мы дальше поговорим.
Наверное, стоит сразу оговориться — я рассуждаю о музыкальных направлениях с позиции слушателя, и высказываю исключительно своё личное мнение и отношение к музыке. Как слушателя. Любой слушатель имеет на это полное право, как непосредственный участник музыкального действа, да и вообще человек, для которого музыка и рождается. Не исключено, что какой-нибудь музыкальный критик, щепетильный музыкант или просто фанат-энтузиаст за такое отношение к музыке захочет сказать мне пару ласковых, а то и подкараулить у подъезда. И вообще скажет, что я — еретик, и мне нельзя писать о музыке, дабы не вводить в заблуждение неокрепшие умы, и ждёт меня костёр. Но пока вы точите свои ножи, выбираете биту попрочнее, и забиваете мой адрес в яндекс.карты, дайте мне высказаться)

Я очень скептически отношусь к поджанровому разделению музыки. Я вообще очень скептически отношусь к разделению музыки с позиции слушателя. Для слушателя абсолютно всё — чистая вкусовщина, нравится-не нравится, и чем старше становишься, тем шире становится твой диапазон пристрастий, так что уже нет одного слова, которым можно было бы себя охарактеризовать. Я хочу немного поговорить о жанровом разделении музыки с точки зрения течений, культурных и исторических особенностей. Не зевайте, я не буду занудствовать.

***

Я в этом городе жил и носил в кармане кастет
Иначе я был бы бит
Иначе я был бы бит
И я в этом городе жил и очень любил «Nazareth»
Иначе я был бы бит
Иначе я был бы бит

Когда к нам пробилась музыка с запада, вместе с ней пробилась и субкультура, отчего в 90-ые и ранние 2000-ые избежать какого-либо ярлыка было невозможно. Но поскольку появилось сразу несколько одинаково популярных (модных) направлений, то народ разбрёлся по ним почти равномерно.
В 90-ые особенно активно начали проявляться панки, рэперы и металлисты. Это не значит, что других субкультур не было, просто эти были больше всего на слуху и характерно отличались внешне. У нас (тогда ещё детей) победили рэперы, причём музыка никого не интересовала, просто все стали носить кепки задом-наперёд и говорить «йоу». Децл опять же зажигал, не к ночи будет помянут. У меня даже был какой-то сборник, где была его песня с текстом «По телевизору не могу смотреть политику, по радио передают одну только попсу…». Там же были «бессмертные» хиты «Коля, я здесь, комон, комон» (рекомендую ознакомиться, хоть посмеётесь) и «Пачка сигарет» (ремейк Цоя, где от Цоя оставили только припев). Жуткий был шлак, надо сказать, я себя пересилил раза два, чтобы всё это послушать, а потом отдал кому-то.
Так вот, если ты носишь кепку назад — ты рэпер, если вперёд — ты никто, а если вбок, то тебя изобьют. Так, по крайней мере, мне рассказал мой друг (сдаётся мне, что это как-то связано с весткост-исткост, а он посмотрел какую-то передачу про все эти дела). Мне тогда сразу не понравилась концепция, что я не могу носить кепку как хочу, а это меня сразу записывает в какие-то ряды. Так что я всё равно носил как хотел. Даже вбок)
Вся эта репперская тема, конечно, очень быстро прошла. Ну, у большинства, по крайней мере.
Однако, всё это было очень показательно.
Я как-то раз лежал в больнице, было мне 14 лет, и лежал там со мной типа «панк». Я сразу назвал КиШ и Offspring, и сказал, что я — тоже панк (хотя, разумеется, уже считал себя рокером, и никем иным). Ну чего — потрясли хаером, да разошлись с миром. Так вот — во всём отделении он не задирал только меня и какого-то своего друга-отморозка, остальные страдали.
Стоит также упомянуть вскользь о тусовках готов, металлистов, панков и «Пилотов» (поклонников группы «Пилот»). Все эти тусовки я застал, в каждой был и своим, и чужим одновременно. Своим, потому что мог поговорить обо всей этой музыке. Чужим, потому что ни к одной из групп себя не причислял. Я слушал то, что мне нравится, и шёл своим путём рокера. Хотя, металлюги были мне ближе всего, у них музыкальные предпочтения были шире и чаще пересекались с моими.
К чему я, собственно веду. Разделение на музыкальные стили с точки зрения субкультур, с точки зрения самоидентификации в обществе, с точки зрения облегчённого поиска друзей и единомышленников не имеет, как ни странно, никакого отношения к музыке. Это чисто социальный инструмент. Внешний признак. Приоделся, нацепил шипов, пошёл к металлюгам, завязал знакомства, а там уж можешь быть самим собой. Но если ты надел кепку назад, трубы и цепи всякие, и пришёл к металлюгам — не поймут. Не потому что люди с предубеждениями, а потому что неправильно инструмент подобрал. Со своим уставом в чужой монастырь.
Субкультура — это хорошая основа для сообществ по интересам, но плохой музыкальный разделитель. Потому что даже в рамках своей тусовки люди могут слушать совершенно разную музыку, а привязка к металлу или там рэпу становится чисто номинальной. Потом люди взрослеют, и остаются только добрые друзья, приобретённые во времена увлечений, да желание иногда потрясти хаером на концертах. А в то, что ты слушаешь, больше никто не лезет обеими руками (кроме меня, разумеется =)).

***

Теперь подойдём к вопросу музыкальных стилей с другой стороны — то есть прямо-таки в лоб. Повторюсь — я действую со стороны слушателя и обывателя. Общаюсь с милыми людьми по ту сторону экрана, которые заглянули ко мне на огонёк. Мы просто беседуем. Я не собираюсь лезть не в своё дело и переделывать классификацию, я просто хочу поделиться своими соображениями на этот счёт.
Пришло время оправдать заголовок. Когда-то я думал, что рок — это когда две электрогитары, бас и ударные. Я катастрофически заблуждался. В музыке существует вообще всего два стиля — рок и не рок (Господи, наконец-то я это написал «вслух», прямо камень с души). Да, да, вот так. А пока ваши мониторы плавятся от ваших яростных взглядов, пока вы судорожно ищете в своих кладовках вилы и факелы, чтобы заставить меня разделить судьбу монстра Франкенштейна, я всё-таки продолжу.
Википедия пишет, что стилей всего 17. 5 из них — народные жанры, затем идут: рок, духовная музыка, блюз, джаз, кантри, авторская песня, поп, ска, электронщина, рэп. Вот и всё. По-моему, не так уж и много. Без разделения на подклассы.
Только вот разделение больше похоже не на музыкальное, а на антропологическое.
Дело в том, что рок-музыку стоит рассматривать скорее не как музыкальное направление, а как культурное. Как нечто, задавшее определённые моральные нормы для тех, кто хочет быть к ней причастен. Проще говоря, чтобы исполнять любую другую музыку достаточно уметь играть и/или петь. Рок же требует несколько большего. При этом оставаясь, наверное, самым свободным и универсальным направлением.
Сейчас я считаю, что у рок-музыки есть два обязательных условия, чтобы считаться таковой:

1. Автор песен должен сам их исполнять. Или исполнитель должен сам писать песни — тут уж как хотите. Да, есть исключения, да, начиналось всё тоже не совсем так. Мы ещё к этому вернёмся.
2. Коммерческая составляющая должна идти задним планом. Разумеется, я не идеализирую рокеров, и понимаю, что многие из них жаждали и жаждут богатства и славы. Но всё это — лишь придаток к тому, что тебе есть, что сказать, что ты хочешь поделиться с аудиторией.

Эти два условия выполняют огромное количество исполнителей. При этом, их музыка может кардинально различаться. Я одинаково люблю, скажем, Motorhead и Voltaire, хотя они играют совершенно разную музыку. Но одинаково подходят к делу.
Конечно, можно поставить ещё десяток условий, а под мои два попадёт и какая-нибудь непотребщина, которую и музыкой-то никто не считает. Но это всё частности, а общая картина именно такая, на мой взгляд. Не важно, поёшь ты об эльфах под зелёными деревьями, играя на балалайке, про кровь, кишки и каннибализм, под такой грохот, что ни слов, ни музыки не разобрать, или о том, что пора свергнуть все правительства в мире и жить дружно, причём читаешь почти рэп, а на заднем плане кто-нибудь две струны дёргает или просто бит держит. Если ты делаешь это сам и не ради денег, то welcome to rock. Претензии к качеству — это уже другая плоскость. По-моему так.
Сумасшедший (в хорошем смысле слова) волынщик, который в своё время стоял в полном обмундировании на Беляево и играл, играл, играл без устали — самый рокерский рокер в мире. Хотя играл народную шотландскую музыку. Чуваки, играющие на двух флейтах в электричке и не собирающие при этом денег — супер-тру-рокеры. Какие-нибудь джаз-мэны, играющие 5-часовой концерт, вместо обычного 2-часового, потому что не могут остановиться — рокеры.
А теперь наши специальные гости — группа System of a Down! *бурные аплодисменты* Ребята наглядно покажут нам, почему не нужно делить музыку на стили.

System of a Down изначально исполняли музыку в стиле нью-метал, хотя сейчас определённого стиля их музыка не имеет. Их стиль нередко называют альтернативным металом, альтернативным роком, арт-роком, экспериментальным роком, хард-роком, хэви-металом, нью-металом, прогрессивным металом и прогрессивным роком. По мнению Филиппа Миронова, журналиста и редактора журнала «Black Square», «System of a Down» характеризуются тяжёлым и плотным звуком, не чуждым, впрочем, симфоническому драматизму». Характерен для SОАD также контрастный вокал. Мощный голос Сержа Танкяна обычно сопровождается громкими, быстрыми и агрессивными гитарными риффами в стиле трэш-метал. «Иногда я пою как оперный певец, иногда гортанно, иногда обычно, — говорит Серж Танкян, — это получается естественно, меня стимулирует музыка, а я ей просто отвечаю». Также в их музыке встречаются и армянские мотивы.

Мне нравится System of a Down. Какое из перечисленных направлений мне выбрать, чтобы охарактеризовать себя? А, нужна ещё какая-нибудь группа, чтобы сориентироваться. Вот оно что. Почитаем про нью-метал. Родоначальники — группа Deftones. Что же говорят нам парни из Deftones?

Музыканты Deftones просят не причислять их к какому-то конкретному стилю.

Потрясающе.
Когда направлений было мало, это ещё имело какой-то смысл. Когда их стало так много, то необходимость в направлениях отпала вообще. Слушайте музыку, которая нравится, и не парьтесь.
С точки зрения музыки — опять же, как группа может подпадать под столько разных стилей? Может, это такая особенная группа? Давайте-ка возьмём что-нибудь из классики, всеобщих любимцев.

Led Zeppelin стали одной из ведущих групп хард-рока, сыграли основополагающую роль в становлении хэви метал, свободно интерпретируя фолк- и блюз-классику и обогащая стиль элементами других музыкальных жанров (рокабилли, рэгги, соул, фанка, кантри).

О, правда что ли? System of a Down и Led Zeppelin принадлежат к одному стилю. Не говоря ещё о десятке, которые ЛЗ использовали. Но и то, и другое — хэви метал, оказывается.
Советую послушать Fuck the system первых и Stairway to heaven вторых сразу друг за другом. А потом — Roulette первых и, например, Immigrant Song вторых. Отличная классификация, скажу я вам.
Всё разделение — от лукавого. Есть только рок.

***

Чтобы поговорить о текстовых особенностях рока, нужно писать целую главу и не одну, поскольку это мой профиль. Некоторые требования к текстам, которые дополнительно сужают круг музыки, которую можно отнести к року, но это независимая и огромная тема, которую мы будем осваивать постепенно и начнём чуть позже.

***

И напоследок — немного истории.
Применим-ка метод индукции. Да-да, любители Шерлока, мы будем делать всё наоборот.
Разумеется, я знаю, что рок-н-ролл появился из блюза, а тот, в свою очередь, из всяких разных афроамериканских способов выразить своё отношение к непростой долюшке-доле. То есть, по сути, из народной песни. Народные песни есть у каждого народа на планете. У каждого народа есть блюз (это ложное высказывание — лишь часть индукции, наблюдайте дальше, на ваших глазах вообще начнётся волшебство). Значит, у каждого народа из блюза вышел рок-н-ролл, а потом понеслась! Так? Конечно нет, скажете вы. Конечно нет, скажу я. Однако мысль надо запомнить, она нам пригодится.
Далее — в средневековье были такие странствующие исполнители — ваганты. Парень умеет играть и петь, песни сочиняет, и думает — а чего бы мне на этом не заработать немного денег? Берёт инструмент и ездит из города в город, выступает, его начинают узнавать, лучшие песни фанаты знают наизусть, думаю, какие-нибудь симпатичные крестьянки увязываются за ним (и становятся первыми группис в истории).
Представьте — средневековая площадь, какой-нибудь праздник, сцену сколотили, приятный летний вечер, народу много — человек 500 (Средневековье же). И тут объявляют: только сегодня в Париже известнейший, несравненный вагант Вальтер Шатильонский (реальный персонаж)! Публика в экстазе. Выкрики: Вальтер, я хочу от тебя детей! Вальтер, давай нашу, «Contra ecclesiasticos juxta visionem apocalypsis (это типа как средневековый Smoke on the water)»! Контру, контру, контру!
Музыка вагантов до нас почти не дошла, так что я не удивлюсь, если вдруг начинается всем знакомая Smoke on the water, народ пускается в слэм, а стража сбрасывает со сцены фанатов. Под конец вагант разбивает лютню о сцену, кричит «I’ve got blisters on my fingers!», падает от усталости. Все счастливы.
Я немного приукрасил, но, если почитать про образ жизни вагантов в 12 веке, то может сложиться впечатление, что в 20 они все резко вернулись с того света, чтобы продолжить.
Итак, у нас есть народная музыка и авторская, одна стала основой музыкального рисунка, вылившегося в рок-н-ролл, другая — очень напоминает образ жизни современных рокеров, прямо один-в-один. Но чего-то не хватает.
Оркестра! Ага, это всё не то. Нам нужно, чтобы несколько человек играли вместе, а то на группу не похоже. Музыку для оркестров писали гениальные музыканты. Их было очень много — Моцарт, Бах, Бетховен, Глинка, Мусоргский, Григ, список можно продолжать очень долго. Я не берусь утверждать точно, но рискну предположить, что все эти люди творили музыку не ради денег, а потому, что не могли её не творить. Это было выше их сил, и послано откуда-то свыше. Конечно, тут речь уже не идёт о площади, бродячем образе жизни и разбивании лютни. Да и потом, сами они играли на фортепиано, а вот послушать своё произведение «как надо», в Dolby Surround, как сейчас говорят, могли только в исполнении оркестра.
Другая публика, другая музыка, казалось бы, всё другое. Рок-то тут причём, маньяк?
Моцарт, как известно, начал писать музыку в 4 года. И, как и всем мальчикам, было ему и 16 лет. Он мог быть гением, но даже будучи гением, он не переставал быть подростком. Есть некоторые особенности физиологии, от которых не уходят даже гении. Так вот, парню 16 лет, он только что написал какую-нибудь симфонию, премьера. Он миллион раз прокручивал её в голове, и вот, наконец, услышит оркестр, и не репетицию, уже начисто. И вот стоит наш юный Вольфганг Амадей за кулисами, и трясёт своим накладным париком точь-в-точь как современные металисты, от неописуемого восторга и переполняющей его радости. Ну а что? Неспроста же Металлика выступала с оркестром, да и вообще классика легко утяжеляется, а рок-н-роллы исполняют ведущие оркестры мира!? Недавно слышал, как японцы играют всё тот же Smoke on the Water — закачаешься! И вот, думаю с Амадеем такое было. Тайком, тихонечко, тряс он шевелюрой под турецкий марш. Или под «маленькую ночную серенаду».
В общем, такая разная музыка — такая ли она разная, на самом-то деле?

***

Это первый выпуск, где я постарался перейти от каких-от воспоминаний к рассуждениям. Я очень за него переживаю. Я стараюсь писать кратко, чтобы это было читабельно. И потому, что такие тексты — тоже достаточно серьёзная работа. И потому, что, к сожалению, даже на них мне приходиться выкрадывать время, а не тратить. Я надеюсь, что этот текст способен вызвать какую-то искру, способен заставить вас уцепиться за мысль и дойти до конца, понять, о чём я говорю. Или хотя бы поразмышлять об этом. Господи, как я переживаю.
Надеюсь, всё это вас не слишком отпугнуло. Я вернусь к более привычному формату, но иногда буду возвращаться к более серьёзным размышлениям. Дальше будет лучше, интереснее, веселее, безумнее. Спасибо, что вы здесь. Никуда не уходите)
Рок-н-ролл!

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *