Этический кодекс Института феминистской терапии

(выпущен в 1996 году и переработан в 1999-ом)
(переводчица Мария Сабунаева, редакторка Елена Павликова)

Преамбула

Феминистская терапия развилась из феминистской философии, психологической теории и практики и политической теории. В частности, феминистки признают, что проблемы и противоречия, с которыми клиент_ки и приходят на терапию, создает и обслуживает общество.

Коротко говоря, феминистки считают, что личное есть политическое.

Основные положения феминизма включают:
— веру в равное достоинство всех людей;
— признание того, что личный опыт и обстоятельства каждой и каждого поддаются рефлексии;
— признание того, что институционализированные установки и ценности общества влияют на человеческие существа;
— приверженность к тем политическим и социальным изменениям, которые уравнивают власть и привилегии между людьми.

Феминистки прикладывают усилия к обнаружению и уменьшению всепроникающего влияния и неявных последствий репрессивных социальных установок и общества. Таким образом, феминистский анализ обращается к осмыслению власти и ее
взаимосвязей с гендером, расой, культурой, классом, физическими возможностями, сексуальной ориентацией, возрастом и антисемитизмом, а также всеми формами угнетения, основанными на религии, этнической принадлежности и традициях.

Феминистские терапевт_ки сами живут в среде этих же влияний и эффектов и подвластны им; они постоянно отслеживают собственные убеждения и поведение, возникающее в результате этих влияний.

Феминистские терапевт_ки – убежденные сторонницы феминистского анализа, они интегрируют его во все сферы своей работы. Будучи терапевт_ками, преподаватель_ницами, консультант_ками, администратор_ками, писатель_ницами, редактор_ками и/или исследователь_ницами, они учитывают разницу в уровнях власти и принимают ответственность за свою власть в этих ролях. Рассматривая интрапсихическую модель жизнедеятельности человеческих существ как ограниченную (если она принимается за единственно верную), феминистские терапевт_ки способствуют пониманию того, что внутренний мир клиент_ки и внешний мир влияют друг на друга. Феминистские терапевт_ки обладают знаниями о психологии женщин и девочек и применяют это свое образование к пересмотру теорий и практик, включая в них новые знания по мере их обогащения.

Феминистские терапевт_ки могут получать подготовку в различных дисциплинах, теоретических направлениях и на разных организационных уровнях. У терапевт_ок разное культурное, экономическое, этническое, расовое происхождение. Они используют разные типы сеттинга с разнообразными клиент_ками и практикуют различные методы терапии, обучения и исследований.

Теория феминистской терапии интегрирует феминистские принципы в другие теории человеческого развития и изменений.
Нижеследующие этические принципы являются дополнением к основным этическим принципам профессиональной области, в которой практикует феминистск_ая терапевт_ка, а не их замещением. Во всем этом разнообразии феминистские терапевт_ки объединены феминистским анализом и феминистским углом зрения. Кроме того, они стараются, когда это возможно, включить феминистские принципы в уже существующие профессиональные стандарты. Феминистские терапевт_ки живут и практикуют в среде конкурирующих сил и «держателей контрольных пакетов акций». Когда психотерапевтическая помощь включает в себя плательщика как третью сторону, это ответственность феминистских терапевт_ок – отстаивать, насколько они могут, наилучший для клиент_ки метод, будь это краткосрочная терапия или длительная.

Участие и забота о клиент_ках — это также обеспечение конфиденциальности и осведомленность о воздействии экономических и политических факторов, в том числе возрастающее неравенство в качестве терапевтической помощи для тех, кому доступна оплата со стороны третьих лиц, – и для тех, кому эта возможность закрыта.

Феминистские терапевт_ки занимают проактивную позицию, чтобы искоренить угнетение в жизни женщин и девочек и расширить их права и возможности (self-empowering). Они уважают индивидуальные различия, исследуя репрессивные аспекты как собственных систем ценностей, так и систем ценностей клиент_ок. Феминистские терапевт_ки участвуют в общественном активизме в его широком понимании и за границами своей профессиональной деятельности. Виды активизма могут различаться по объему и содержанию, но такая деятельность в любом случае является важнейшей стороной феминистского мировоззрения.
Данный кодекс представляет собой ряд положений, которые являются руководством для практики феминистской терапии, феминистского обучения и исследований. Феминистские терапевт_ки – участницы других профессиональных организаций – придерживаются этических кодексов данных организаций. Феминистские терапевт_ки, не будучи участницами такого рода организаций, руководствуются этическими стандартами организаций, наиболее близких к их направлению практики.

Положения этого кодекса содержат более конкретные рекомендации, которые могут применяться в контексте большинства этических кодексов и расширять их. Если этические принципы конфликтуют, феминистск_ая терапевт_ка несет ответственность за свой выбор приоритетов. Итак, в центре рассмотрения этих этических рекомендаций – ограничения и противоречия, которые определены феминисткими терапевт_ками, преподаватель_ницами, исследователь_ницами как особенно важные в их профессиональной деятельности. Как и любой этический кодекс психотерапевта, данный кодекс рассматривает благополучие клиент_ок в качестве основного руководящего принципа. Феминистская терапия относит к проблемам, непосредственно влияющим на благополучие клиент_ки, такие вопросы как культурные различия и угнетение, разницу властных позиций, двойные отношения, ответственность терапевт_ки и социальные изменения. Хотя данные принципы изложены отдельно, каждый из них взаимодействует с другими, формируя взаимозависимую целостность. Важно дополнить, что кодекс является живым документом и, следовательно, постоянно находится в процессе изменения. Формулировки Этического кодекса складываются под влиянием как опыта член_кинь Института феминистской терапии, так и экономических и культурных факторов Северной Америки. Член_кини поощряют развитие международного диалога по феминистским и этическим вопросам. Институт признает, что этические кодексы являются неким желаемым идеалом, при этом этические решения реализуются скорее в широком диапазоне, чем в бинарном противопоставлении черного и белого. Более того, этические принципы и юридические требования могут отличаться. Институт феминистской терапии преследует больше просветительские цели, нежели дисциплинарные.

Этические принципы феминистской терапии

I. Культурные различия и угнетение

A. Феминистск_ая терапевт_ка повышает уровень доступности ее помощи для широкого круга клиент_ок из ее собственной и других солидаризированных групп за счет гибкости предоставления услуг. Когда это необходимо, феминистск_ая терапевт_ка помогает клиент_кам в получении доступа к другим услугам и вмешивается в случаях нарушения прав клиент_ок.

B. Феминистск_ая терапевт_ка осознает значение и влияние ее собственного этнического и культурного опыта, гендера, социальной принадлежности, возраста и сексуальной ориентации и активно пополняет свои знания о других, используя иные источники, нежели ее клиент_ки. Она активно вовлечена в расширение ее знаний об этническом и культурном опыте, подчиненном или доминирующем.

C. Признавая, что доминирующая культура определяет норму, терапевт_ка ставит своей целью выявлять и уважать культурные различия и различия, основанные на опыте, в том числе базирующиеся на длительной или недавней иммиграции и/или беженском статусе.

D. Феминистск_ая терапевт_ка оценивает свое постоянное взаимодействие с клиент_ками, отслеживая любые проявления собственных предубеждений или дискриминационных установок и практик. Она также контролирует свои иные взаимодействия, включая предоставление услуг, преподавание, написание текстов и все иные профессиональные активности. Феминистск_ая терапевт_ка берет на себя ответственность за то, чтобы, встретившись лицом к лицу со своими предубеждениями – нарушающими границы, угнетающими или обесценивающими, — делать шаги к их изменению.

II. Различия во власти

A. Феминистск_ая терапевт_ка признает различия во власти, присущие клиент_ке и терапевт_ке, и эффективно использует личную, организационную или институциональную власть. Используя эти различия в интересах клиент_ки, она не присваивает контроль или власть, которые по праву принадлежат ее клиент_ке.

B. Феминистск_ая терапевт_ка раскрывает клиент_ке информацию, которая облегчает терапевтический процесс, включая информацию, передаваемую другим. Терапевт_ка ответственна за осмотрительное использование самораскрытия исключительно в соответствии с целями терапии и в интересах клиент_ки.

C. Феминистск_ая терапевт_ка снова и снова оговаривает с клиент_ками условия их формальных и/или неформальных контактов, и это регулярный обоюдный процесс. В ходе принятия решений она делает видимыми затрагиваемые терапевтические вопросы.

D. Феминистск_ая терапевт_ка раскрывает своим клиент_кам тему отношений власти. Она информирует своих клиент_ок об их правах заказчи_цы терапии, включая порядок разрешения разногласия и алгоритм подачи жалоб. Она проясняет власть в тех различных формах, в каких она существует внутри других областей своей жизни, включая профессиональные роли, социальные/правительственные структуры и межличностные отношения. Она помогает своим клиент_кам в поиске способов защиты себя и, в случае необходимости, возмещения ущерба.

III. Двойные отношения

A. Феминистск_ая терапевт_ка признает сложности и конфликты приоритетов, присущие множественным или двойным отношениям. Терапевт_ка принимает ответственность за контроль таких взаимоотношений с целью предотвратить возможное злоупотребление или нанесение вреда клиент_ке.

B. Феминистск_ая терапевт_ка активно участвует в жизни своего сообщества. А следовательно, она осознает конфиденциальность как необходимое условие в любых ситуациях. Признавая, что интересы клиент_ки и ее благополучие являются первостепенными, она контролирует свои публичные и частные заявления и комментарии. Ситуации могут меняться из-за различной вовлеченности в сообщество, где динамика власти сдвигается, а иногда клиент_ка имеет равные с терапевт_кой права или большие, чем терапевт_ка. Во всех этих случаях терапевт_ка поддерживает свой подход с позиций ответственности.

C. Принимая оплату от третьей стороны, феминистск_ая терапевт_ка особенно внимательна к этому и ясно говорит клиент_ке о множественных обязательствах, ролях и зонах ответственности терапевт_ки. Работая в условиях институций, она разъясняет всем вовлеченным сторонам, чьи интересы она поддерживает. Она также контролирует множественные или конфликтующие ожидания клиент_ок и их опекунов, особенно в работе с детьми и пожилыми людьми.

D. Феминистск_ая терапевт_ка не вовлекается в сексуальные отношения или любое явное либо скрытое сексуальное поведение по отношению к своим клиент_кам, в том числе бывшим.

IV. Ответственность терапевт_ки

A. Феминистск_ая терапевт_ка несет ответственность перед самой собой, своими коллегами и особенно ее клиент_ками.

B. Феминистск_ая терапевт_ка заключает контракт на работу с клиент_ками и их запросами в пределах своей компетенции. Если проблема выходит за пределы ее компетенции, феминистск_ая терапевт_ка обращается за консультацией и использует доступные ей ресурсы. Она уважает целостность отношений, обозначая пределы своей подготовки и предоставляя клиент_ке возможность продолжить терапию с ней или сменить терапевт_ку.

C. Феминистск_ая терапевт_ка признает свои личные и профессиональные потребности и постоянно использует систему самооценивания, коллегиальную поддержку, консультирование, супервизии, дополнительное обучение и/или личную терапию. Она оценивает свои компетенции, поддерживает их и стремится улучшить, так же, как оценивает, поддерживает и улучшает собственное эмоциональное, физическое, психическое и духовное благополучие. В случае если феминистск_ая терапевт_ка испытывала стрессовый или травматическией опыт, сходный с опытом ее клиент_ки, она обращается за консультированием.

D. Феминистск_ая терапевт_ка постоянно пересматривает свое обучение, теоретическую базу и исследовательскую деятельность, внося в свою работу новые достижения из области феминистских знаний. Она интегрирует феминизм в психологическую теорию, продолжает постоянное обучение терапии и осознает границы собственной компетентности.

E. Вне рабочего пространства феминистск_ая терапевт_ка непрерывно проявляет заботу о себе. Она осознает свои потребности и уязвимости, так же как специфические/индивидуальные нагрузки, присущие ее работе. Она демонстрирует способность устанавливать с клиент_ками границы, здоровые для обеих сторон терапевтических отношений. Она также проявляет волю к тому, чтобы развивать себя в сторону расширения своих прав и возможностей (self-empowering).

V. Социальные изменения

A. Феминистск_ая терапевт_ка ищет разнообразные способы влиять на общественные изменения, включая публичное просвещение, адвокацию (представление и защиту интересов) в рамках профессиональных организаций, лоббирование законодательных актов и другие целесообразные активности.

B. Феминистск_ая терапевт_ка активно ставит под сомнения практики своего сообщества, которые представляются вредными для клиент_ок или терапевт_ок. В этих случаях она помогает клиент_кам самим вмешиваться в такие практики. При необходимости феминистск_ая терапевт_ка вмешивается сама, особенно когда другие по всей видимости практикуют травматичные, неэтичные или незаконные формы поведения.

C. Когда это уместно, феминистск_ая терапевт_ка поощряет клиент_ку распознавать преступные действия и помогает обращаться к закону и правосудию.

D. Феминистск_ая терапевт_ка, преподавательница или исследовательница не упускает из виду популяризацию и распространение попустительских взглядов на вопросы угнетения и повсеместное употребление шаблонов. По мере развития технологий коммуникации, феминистск_ая терапевт_ка рассматривает социоэкономические аспекты этих достижений применительно к возможностям доступа клиент_ок к этим технологиям.

E. Феминистск_ая терапевт_ка, преподавательница или исследовательница признает, что политическое является личным в мире, где постоянно происходят социальные изменения.

Взято отсюда:
http://femtherapy.org/#%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81-%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий