Некрополитики!!! (Трикстер)

НекрополитикиМы с Рэйчел очень много об этом говорили — и между собой, и на воркшопах и конференциях.
Мы всё пытались описать это явление.
Мы всё вопияли в пустыне, что некоторые ситуации доедят человека раньше, чем он сам справится с помощью любых помогающих практиков (и психиатра, и психолога-психотерапевта, и соц. работника из благотворительного фонда), если они не будут действовать скоординированно и оказывать в том числе социальную и финансовую помощь (фонд, крауд, частная инициатива — пофиг).

При этом на помогающих специалистов у человека тоже может не быть средств, а на общение с фондами — сил, но он-де «должен и обязан мочь».
А специалистов больше будут волновать «двойные отношения», чем эффективность (а проблема-то не в самих отношениях власти, сколько бы их ни было, проблема, если она есть, в злоупотреблении этой властью).
Так что все будут сопровождать человека «до самой смерти», хотя просил он, скорее всего, о чем-то другом.

У нас в работе такие кейсы регулярно, к нам действительно приходят порой с очень тяжелыми проблемами.
Потом на рынке вокруг нас дикий хай и хейт из-за нарушения правил, зато люди живы и по возможности благополучны.
Ну, просто по правилам им грозило (следовало?) умереть.
А практикуемый нами нарративный подход не зря полностью называется «нарративная психотерапия и _работа с сообществами_».

Я нашел слово для этого явления, для этих доедающих человека трудных/сложных жизненных ситуаций!
Точнее, нашел его камерунский философ Ахилл Мбембе, а написал его там, где я увидел, Фриц фон Кляйн в своем ТГ-канале «Фуко в трико».
Вот тут его изумительный пост на эту тему, очень объемный и доходчивый: https://t.me/trikofuko/745

Итак, «»некрополитика — это система мер, с помощью которых государство (суверен) определяет, кто из людей должен жить и выживать, а кто в недостаточной степени надежен, удобен, эффективен в статусе живого и потому должен умереть. Т.е. это как бы попытка властей обуздать смерть и определить, у кого до конца будет высокий уровень жизни, а кого эта самая смерть побыстрее настигнет.»
Работа этих самых некрополитик, конечно, невидима (как и любая дискурсивная власть). Чаще всего «жалобы» переводятся в разряд чего-то в стиле «ну, хорошо, что есть хоть это» или классическое «а что вы хотели/сами виноваты»».

То есть это о том, как государство и общество, по сути, определяют, кому жить, а кому умереть в текущей системе отношений — в т.ч. властных и финансовых.
То, что в нарративной практике называется «оттеснение на обочину жизни».
Только с точками над ё — не на обочину, а прямиком в придорожную канаву.

Часто человек имеет все шансы закончиться физически раньше, чем он сможет сам выгрести, сменить работу, найти жилье, уйти от партнера.
И вот ФАР оказывает комплексную помощь наркопотребителям, «Ночлежка» — бездомным людям и т.д.
Мы — некоторым своим клиентам, а некоторые наши специалисты — нам (и если мы потом имеем к ним претензии, то не за это, а за недостаточность и/или некомпетентность в основном виде помощи).

Раньше мы пытались объяснить это на метафоре Омеласа из рассказа Урсулы Ле Гуин.
Кто-то пытается спасти ребенка из подземелья, кто-то уходит из города.
Но некрополитики — это о том, что уйти-то, в сущности, невозможно.

АВТОР: Трикстер
14 августа 2022

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий