Кто про что, а я опять про «Патопсихологию» Зейгарник. Читаю, конспектирую, обдумываю, делюсь.
Анекдот вспомнился:
Мужик в скафандре сено косит. Мимо проходит женщина, и говорит:
— А почему в скафандре?
Мужик:
— Трудности люблю.
Женщина:
— Плюнь ты на эти трудности, пошли лучше потр%%аемся!
Мужик, подумав:
— Ладно, пошли, только в гамаке. И — стоя.
Это один из вариантов нарушения смыслообразования: «парадоксальная стабилизация какого-либо круга смысловых образований». Идея фикс, короче.
В книге приводится пример человека, который отказался получить зарплату, так как «пренебрегал земными благами».
Вот и пойми этих людей. 🤷
Встречали такое?
Второй вариант смысловых нарушений — сужение круга смысловых образований. Короче, когда все теряет смысл. Например, друзья, хобби, работа, учеба, семья… При этом человек может продолжать что-то делать в этих направлениях, просто вовлечённость заметно снижается и происходит разрушение взаимосвязей с другими людьми.
Такую картину мы будем наблюдать при депрессии, а также в случае травмы потери, будь то развод, смерть близкого существа или неудавшийся бизнес-проект. Все, что было связано с тем, чего больше нет, вместо приятных эмоций начинает причинять боль и естественной реакцией становится отстранение. При этом человек может отстраняться от ставших болезненными ситуаций или просто «сбегать во внутреннюю Монголию», продолжая при этом заниматься привычным делами.
Теперь ещё такое дело. У мотива есть две функции: смыслообразующая и побудительная.
В норме они неотделимы друг от друга. В реальной жизни — запросто.
Но давайте сначала посмотрим на это in vitro, в рамках патопсихологического эксперимента.
Испытуемым предлагалось 9 задний: нарисовать 100 крестиков, сделать колодец из спичек, решить головоломку и т. д. Надо было за 7 минут выполнить любые 3 из них.
Нормальные испытуемые сначала перебирали варианты, а потом выбирали задания попроще и укладывались с их выполнением в 7 минут (+2 минуты максимум).
Испытуемые с шизофренией брались за первое попавшееся задние и выполняли его очень качественно, даже если время уже истекло. При этом они знали, что им нужно было уложиться в 7 минут и даже могли объяснить, как надо поступать в том или ином случае, но это никак не влияло на их поведение.
Жизненно, правда?
Очень часто люди знают, что нужно сделать для улучшения своей ситуации, но этот мотив так и остаётся «знаемым», не связанным с реальностью какими-либо разумными и результативными действиями.
Например, среди желающих похудеть не так уж много тех, кто начинает заботиться о здоровом питании и физических нагрузках не на словах, а на деле. То же самое происходит с желающими заработать: часто люди декларируют эту цель, а делают либо ничего, либо даже что-то убыточное.
Чем опасно такое расслоение между смыслом и побудительной силой?
Тем, что это замкнутый круг. Вернее, спираль, ведущая вниз.
Фишка в том, что когда мы что-то делаем, мы что-то для себя пересматриваем. А ещё у нас возникают новые идеи для воплощения их в жизнь.
Иными словами, процесс смыслообразования продолжается, появляются новые мотивы.
Чем меньше мы делаем в направлении наших целей, тем меньше у нашего мозга пищи, чтобы вдохновиться чем-нибудь ещё. В итоге новые мотивы не образуются, а старые со временем протухают.
Существование становится весьма унылым. Но поскольку это происходит постепенно, люди сами не замечают, как скатываются в эту яму.
Хорошая новость в том, что с этим, как правило, можно что-то сделать. Если не хватает своих сил, можно обратиться к коучу, психотерапевту, вступить в онлайн-сообщества взаимной поддержки, черпать информацию из книг.
В советской психиатрии считалось, что наиболее целительными для людей с нарушением смыслообразования становится включение в трудовые отношения.
Я тут могу добавить, что можно работать по найму, а можно реализовывать свои проекты — главное делать это не только у себя в голове, но и наяву.
АВТОР: Эш Рэйчел
23 апреля 2023
Подписывайтесь на канал Эша: https://t.me/ashtrope