Запись блога пользователя «Люда Орел»

Изображение пользователя Люда Орел
от Люда Орел - Среда, 2 Декабрь 2015, 08:00
для всего мира

(коллективный нарративный документ)


"Неуместная кафедра" - это что-то вроде того, чтобы внезапно в разговоре обнаружить себя "вещающим с табуреточки". Такое название этому явлению у нас родилось в ходе коллективного обсуждения на учебном курсе "Нарративная практика для себя и близких", проходившего 28-29.11.2015.


В обсуждении участвовали: Ольга Ла (это она вкинула тему), Ания Вэй (она расспрашивала и свидетельствовала нашему опыту) и Люда Орел (в качестве еще одного носителя "инсайдерского опыта", дополнительного задавальщика вопросов, консультанта по методике и человека, документирующего беседу). Еще мы рассказывали об этом обсуждении Дарье Швейцер и Трикстеру, и они тоже внесли свои дополнения.


А вообще-то, мы пытались понять, как работает экстернализация, и прикинуть возможности нарративной практики для обсуждения всяких важных штук, так что конспект структурирован в соответствии с последовательностью этапов экстернализации.


1. Описание проблемы.

На этом этапе мы постарались описать проблему максимально близко к своему опыту.


Иногда бывает так: разговариваешь с каким-то человеком - и тут обнаруживаешь себя как будто стоящим на кафедре и что-то оттуда вещающим. Поэтому мы назвали проблему "кафедра".


Причем, тут важная особенность в том, что об этом никто специально словами не договаривался, поэтому кафедра "неуместная". Такое положение вещей может даже нравиться другому собеседнику, он может получать кайф от подчинения, не обращать внимания или мириться с этой штукой, получая нужную ему информацию, но все равно эта "кафедра" неуместна во взаимодействии, в котором не было оговорено чего-то подобного.


"Неуместная кафедра" часто проявляется в жизни людей с богатым педагогическим бэкграундом. Но не только у них. Еще старшие дети в семье, которым приходилось много выполнять родительскую функцию, бывают к этому предрасположены.


"Неуместная кафедра" бывает разной высоты над уровнем пола. Причем, трудно сказать, как именно измеряется эта высота. Это какое-то такое специальное ощущение. Есть версия, что ощущения в области голосовых связок могут давать информацию о высоте "кафедры", на которую "залезаешь". И еще интонация меняется, так ее тоже можно заметить.


Еще при появлении "неуместной кафедры" прекращается диалог. Как будто "мячик не попадает к следующему". Чтобы понять, не обманывает ли "чувство кафедры", можно попробовать замолчать и посмотреть, что будет. Если это "нормальный" разговор, то собеседник продолжит в рамках того же диалога, а если все-таки "кафедра", то повиснет молчание или разговор пойдет уже о другом.


Есть еще такая особенность: даже если "вещаешь" на тему, с которой человек пришел, он часто тоже не может ничего сказать в ответ. То есть, эта "кафедра" проявляется невербально, дело не в том, что "вещание" идет не по теме, дело в том, как именно оно осуществляется.


Причем, ощущение бывает такое, как будто есть какое-то требование вещать. И еще, к тому же, отвечать за все последствия. При включении "кафедры" особенно сильным становится ощущение ответственности за все, что происходит в этой жизни, потому что больше за это отвечать некому.


У человека, стоящего на "кафедре", может быть большое желание, чтобы ему поставили памятник. Хоть небольшой, в натуральную величину или чуть выше. Но даже ощущение контроля над окружающей действительностью, если собеседнику помогает то, что говорит "вещающий", уже достаточно хорошо.


Часто трудно даже определить, что такого говорит или делает собеседник, чтобы эта штука сработала. Важно, что обычно это происходит внезапно. 


Есть версия, что "кафедра" является некоторой защитной реакцией, т. к. она часто появляется в ситуации неуверенности. Причем, с некоторыми людьми это дает нужный результат, т. к. если на "кафедру" не залезть вовремя, на нее залезет собеседник, выучит и вылечит. Это такое достаточно "токсичное" общение по принципу "кто первый халат надел - тот и доктор". Но люди, которые как-то по-другому умеют общаться, от этого разбегаются.


Стоящий на "кафедре" человек обычно "стоит" там не просто так, а с невидимой указкой, рулем, кадуцеем или плетью в руках, а то и с несколькими предметами сразу.


2. Последствия проблемы.

Здесь мы исследовали, как "неуместная кафедра" влияет на нас и нашу жизнь.


Выяснилось, что "неуместная кафедра" делает так, что:

- пропадает диалог;

- мы сами себе не нравимся;

- мы жутко устаем от этого;

- а благодарности часто никакой;

- люди, которых мы могли бы назвать адекватными, могут не захотеть дальше с нами общаться;

- люди, которых мы могли бы назвать токсичными для нас, могут наоборот требовать "продолжения банкета" и соответствия их представлениям о прекрасном;

- происходит бессмысленная трата ресурса;

- "токсичных" людей в окружении становится все больше, а "адекватных" - все меньше;

- в результате, если нам требуется помощь, может оказаться не к кому обратиться, т. к. окружающие во-первых толком ничего и не могут дать, а во-вторых, нельзя "ронять имидж";

- да еще, если что-то пойдет не так в этой жизни или если мы проявим "несоответствие", нам могут прилететь все негативные последствия, с этим связанные;

- сначала возникает хорошее чувство, что много народа и есть возможность рулить, но потом выясняется, что тебе что-то взять негде, другим что-то надо, а они тебе нужны для поддержания ощущения собственной значимости.


3. Оценка последствий.

На этом этапе мы исследуем наше отношение к последствиям.


Иногда нам это, что называется, "никак". "Это и есть жизнь". Часто это рядовая ситуация: заметил - начал делать что-то по-другому.


Но если задуматься и представить, что так все и будет продолжаться, то последствия "кафедры" выглядят совершенно катастрофическими, ужасными.


4. Обоснование оценки.

На этом этапе мы пытаемся понять, где именно последствия воздействия проблемы вступают в конфликт с нашей системой ценностей, и приходим к выводам о том, что нам действительно важно.


Что нам действительно важно?


- Равенство в общении.

- Ненасильственность, нетоксичность.

- Долго жить.

- Быть ресурсным человеком для своих близких, детей.

- Осмысленность.

- Чтобы на выходе было приятно. Это такое ощущение, что сделал что-то, от чего твоя реальность стала лучше.

- Избирательность.

- Эффективность (представлять себе, во что имеет смысл вкладываться, чтобы получить хорошую отдачу).

- Рыночный, "фермерский" здравый смысл.


5а. Планы действий.

Тут мы прикидывали, что изменилось бы в нашей жизни, если бы в ней в большей степени были проявлены наши ценности и смыслы.


Если в нашей жизни будут в большей степени проявлены наши ценности, то проблему "кафедры" можно будет считать решенной:


- Нам не придется объяснять элементарные вещи.

- Токсичное будет гаситься, а здоровое не будет рушиться, а будет распространяться.

- Можно будет о чем-то попросить и что-то получить, этот процесс будет обоюдным.

- В нашей жизни будет больше спокойствия и душевного комфорта.

- Качество жизни в зоне своей ответственности будет выше.

- У нас будет больше радости от того, чтобы видеть результаты своего труда.

- В результате у нас еще и будет хорошее здоровье. И долгая жизнь.


5б. Опора этих планов.

Это очень ответственный момент: на этом этапе нам нужно понять, что мы могли бы делать, чтобы все это стало возможно.


Мы могли бы делать вот что:


- Следовать принципу "не читайте перед обедом советских газет".

- Фильтровать круг общения.

- Есть, спать... Поддерживать себя в ресурсе.

- Время от времени задавать себе вопрос: "а оно мне надо?"

- Повесить себе напоминание на телефон с текстом: "А в своих ли интересах я действую?"

- Следить, не проскакивают ли насильственные штуки в общении.

- Проявлять скромность и уважение.

- Помнить об экспертном праве человека по поводу самого себя.

- Не забывать радоваться.

- Давать себе передышку, время от времени останавливаться для отдыха и анализа ситуации.

- Давать себе право сказать "не знаю".

- Вообще не все брать в голову.

- Иметь вариант сказать "не могу", "не хочу", не буду".

- Другим напоминать про их долю ответственности.

- Больше обсуждать с другими, кто что хочет.

- "Не играть в телепата".

- Изучать литературу, общаться с кем-то по поводу ненасильственного общения.

- Заниматься организацией времени.

- Вообще больше считать: деньги, время, силы и прочие ресурсы.


Вот такое нарративное исследование у нас получилось.

Лайк, шер, репост, плз!

А также, если вам откликнулось наше исследование и выводы, напишите нам что-нибудь!


(P.S.: надеемся, нам удалось не сильно "залезть на неуместную кафедру" в этот раз.))