Запись блога пользователя «Люда Орел и Трикстер («Нарративное фанк-агентство Narr AG») »

для всего мира

Нашли у себя в архивах две удивительно похожие статьи.
Решили поделиться.
Расставляем по хронологии.


Трикстер, 3 октября 2012:

Вопрос:
<...> мне интересно твое мнение - я считаю, что человек каким родился, таким и будет, т.е. мы, родители, можем на него повлиять, но немного... А ты что думаешь? От нас многое зависит? )) Вот японцы до 3х лет вообще детей не трогают, все им разрешают... а вот как 3 стукнет, начинают дрессировать )) У меня пока такое ощущение, что меня не особо и слушают, бОльшую часть времени...

Ответ:
Я тут не вижу большого противоречия между «таким и будет» и «родители повлиять».

С одной стороны, функция родителей - передать ребенку цивилизационную составляющую (культуру) и обеспечить возможность развития в насыщенной среде. Иначе он будет веселым зверенком, а не человеком в прямом смысле слова. Но это делается «просто» за счет общения и пребывания рядом с ребенком таким образом, чтобы он мог это перенимать. Ну, книги и обеспечение прочего познания мира сюда же. Огромная работа, по сути.

(Часто практикуемое у нас в обществе воспитание в стиле «дрессировка» тут не очень эффективно, если родитель сам себя ведет не так, как дрессирует, поскольку усваивается и то, и другое).

С другой стороны, от родителей многое зависит еще и в том, чтобы ничего не испортить. К сожалению, часто это самое «каким родился» сталкивается с таким обращением (обычно не со зла, а просто за отсутствием у родителя ресурса на полноценный контакт и/или умения его давать), что человек и остается «такой» (недорощенный) и не может данное ему от природы развивать и реализовывать в полной мере. Травмируется.

В общем, что-то вроде того, что «форматировать» ребенка не нужно, передавать ему навыки жизни в мире/обществе нужно, а если все пойдет хорошо, то каким он родился в плане характера и предпочтений, таким и будет :), развиваясь во времени и с опытом.

Поэтому подход «любить, принимать и взаимодействовать, чтобы договориться» самый мудрый, по-моему, хоть и трудоемкий. Хотя у родителей больше представлений о последствиях различных действий, поэтому рулят процессом все-таки они. Стараются, по крайней мере :))))

И, конечно, ребенок обычно внимательнейшим образом слушает и иными способами воспринимает и впитывает все, что вокруг происходит. Не всегда _слушается_, но это другое.

________________

Исходно было выложено здесь: http://trixter-psy.livejournal.com/20455.html


Люда Орел, 24 мая 2013:

Слово «воспитание» состоит из слова «питание» и префикса «вос». 

Префикс «вос» - это «словообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах несовершенного вида со значением: поднять или подняться вверх или наверх с помощью действия, названного мотивирующим словом (возвести, воспарить и т.п.)» (с) словарь Ефремовой, спасибо Яндексу.

Отсюда простое следствие: чтобы воспитать ребенка, необходимо и достаточно кормить, питать его тем, что необходимо для его развития.
И это не только вода и еда, одежда, отдых и прочее. Это еще эмоциональная и информационная поддержка, совместное делание чего-то важного и многое другое.

В обществе, охваченном культурой насилия, бытуют другие представления о воспитании - вполне в духе той самой господствующей культуры.
Они говорят о том, что ребенку, чтобы быть «хорошо воспитанным», необходимо достаточное количество эмоционального и физического насилия.

«Плохо воспитанного» человека в рамках этих представлений в детстве недостаточно сильно ругали, мало пороли и содержали в слишком хороших условиях (а не в таких, в которых «наши деды в войну жили», например).

Ну так вот, а «побеждает тот волк, которого мы кормим» - та система представлений, с которой мы объединяемся.

Если мы кормим ребенка насилием - он впитывает это насилие, учится «наказывать» себя и/или окружающих.

Если мы кормим ребенка тем, что необходимо ему для развития, - он спокойно и уверенно «встает на ноги», учится брать себе от жизни то, что ему нужно, и поддерживать других.

А еще некоторые взрослые, воспитанные в культуре насилия, в какой-то момент по той или иной причине «берутся за голову» и начинают из себя это насилие вагонами и тележками вывозить. Учатся брать себе необходимое, поддерживать других и так далее.

К счастью, мир сейчас является достаточно питательной средой. Совсем не «как в войну у наших дедов».

________________

Исходно было выложено здесь: http://coachblog.livejournal.com/36515.html

[ Изменено: Понедельник, 4 Май 2015, 12:10 ]