блог сайта AlterGlobe.Ru

Страница: ()   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18 ...44   ()
Изображение пользователя Люда Орел
от Люда Орел - Четверг, 17 Ноябрь 2016, 07:02
для всего мира

Есть несколько степеней свободы от травмы и посттравматического стресса, про них имеет смысл знать, чтобы понимать, на каком этапе освобождения находишься и что ждет впереди.

Нулевой уровень свободы от травмы совпадает с максимальной выраженностью посттравматического стресса, и это уровень отыгрывания. Любопытно, что именно на этом уровне человек никакого "внутреннего" стресса не испытывает. У него могут быть какие-то неприятности, объясняющиеся внешними обстоятельствами, но идея, что эти обстоятельства создаются в том числе какими-то действиями самого этого человека, на данном этапе может быть еще слишком сложной.

От встречи с посттравматическим стрессом такого уровня остается ощущение, что человек следует некоторому течению, будь то национальные, семейные или индивидуальные сценарии, и довольно хорошо вписан в окружающую его социальную среду, как бы токсична она ни была.

На первом уровне свободы от травмы человек обнаруживает за собой какое-то нежелательное поведение, но еще не может ничего с ним сделать. От этого человек испытывает стресс. И хотя субъективно переживаемого стресса в жизни человека на этом этапе становится больше, переход на этот уровень означает существенное снижение влияния травмы и посттравматического стресса на жизнь.

Когда ко мне обращаются люди, находящиеся на этом этапе освобождения от травмы, мне всегда хочется горячо поздравить их с величайшим достижением, но я никогда этого не делаю, чтобы меня не поняли неправильно. Собственно, ради них я пишу сейчас эту статью: буду просто ссылку давать, чтобы контекст был понятен.

В общем, на этом уровне человек одерживает величайшую победу: он берет на себя ответственность за происходящее в его жизни, пусть даже еще не может в полной мере ее проявить. Но процесс уже начался, и очень скоро наступает...

Второй уровень свободы от травмы, когда человек в состоянии удерживать себя от нежелательного поведения. Субъективно переживаемый стресс на этом этапе достигает своего максимума, потому что внутри себя человек осуществляет отчаянную борьбу с нежелательными поведенческими импульсами.

К сожалению, на этом этапе у многих все и заканчивается. Мне грустно видеть, как очень многие очень хорошие люди живут в изможденном состоянии. Хотя они и поступают правильно, это не все, чего возможно достичь. Для меня бесспорно, что эти люди достойны гораздо большего. Что у них могло бы быть больше жизненной энергии, и тогда они могли бы, например, в большей степени влиять на экономическую, политическую и общественную жизнь. Да даже просто жить долго и счастливо.

На третьем уровне предпочитаемое поведение усваивается и становится привычным, но внутренний дискомфорт еще может давать о себе знать. Перестраивается система отношений человека и его окружения. Происходят и другие изменения жизни к лучшему. Все это происходит благодаря активности самого человека, хотя часто воспринимается как некое чудо как окружающими, так и самим человеком. Субъективно переживаемая стрессовая нагрузка все еще довольно высокая, но уже гораздо ниже, чем на втором уровне. Кроме того, она гораздо более физиологична: говоря языком стресс-менеджмента, в подавляющем большинстве случаев это эустресс, а не дистресс.

На четвертом уровне свободы от травмы человек обретает внутренний и внешний комфорт на новом, более высоком, уровне психического функционирования (с внутренней стороны) и интеграции в социально-экономические системы (с внешней). Все, посттравматический стресс остался в прошлом, ура-ура!

Ко всему вышесказанному мне хочется добавить, что на деле все часто бывает несколько сложнее, да и травм обычно больше одной. В этой статье мне просто важно было показать общий принцип того, как происходит процесс исцеления травмы и какие основные этапы в нем можно выделить.

АВТОР: Люда Орел

Оглавление цикла «Псих(олог)ическая травма и диссоциация»: http://alterglobe.ru/blog/index.php?entryid=172

Комментарии

     
    для всего мира

    Третья Семейная ЛГБТКИА-конференция

    В этом выступлении на Пленарном заседании 12 ноября речь пойдет о проблеме насилия в отношениях и о том, можно ли устранить это насилие в отношениях без устранения самих отношений.

    "Детоксикация отношений"

    Люда Орел и Трикстер, нарративные практики, специалисты по работе с психической травмой

    Часто в отношениях присутствует нежелательное насилие - эмоциональное и физическое. Один дискурс предписывает смиряться с этим, другой - уходить из таких отношений и строить конструктивные. К сожалению, привычка к конструктивным отношениям есть не у всех и не всегда. 
    Кроме того, в небольших сообществах, будь то ЛГБТКИА, БДСМ, сообщество реконструкторов или выпускников биофака, ценность партнера выше, чем во многих других. Соображения в духе "где я себе еще такого/такую найду" здесь в том числе опираются на чистую статистику. Это открывает большой простор для злоупотреблений в отношениях и делает проблему насилия особенно острой. 
    И в то же время, люди из таких сообществ часто в большей степени готовы вкладываться в формирование ненасильственных отношений, поддерживающих и способствующих развитию всех партнеров. 
    Мы хотим сказать пару слов о третьем пути: устранении насилия из отношений без разрыва самих отношений. Наша практика показывает, что многие люди делают это, причем успешно.

    [ Изменено: Среда, 9 Ноябрь 2016, 23:51 ]

    Комментарии

       
      Изображение пользователя Трикстер
      от Трикстер - Среда, 26 Октябрь 2016, 22:53
      для всего мира

      Чем дольше я живу и работаю, тем больше у меня уверенности в том, что однозначность в жизнь не очень-то завозили.

      На каждую закономерность всегда найдётся противоположная.

      Общее описание ситуации зачастую крадет смысл у частностей.

      Раньше мне было легко отвечать на моделированные ситуации и общие вопросы, а теперь всегда интересует контекст и вовлечённость спрашивающего.

      Говорят, на работе это сказывается в лучшую сторону.

      [ Изменено: Среда, 26 Октябрь 2016, 22:55 ]

      Комментарии

         
        Изображение пользователя Люда Орел
        от Люда Орел - Суббота, 15 Октябрь 2016, 19:51
        для всего мира

        Я много изучала эту тему - по литературным источникам, в своей практике и на собственном опыте - и вот что я могу рассказать.

        Созависимость - это такой довольно интересный и очень вредоносный паттерн, разрушающий семьи и судьбы, но ужасно сложный в плане его изживания.

        Пишут, что формируется этот паттерн еще в детстве, и такой стойкий он потому, что спасает ребенку жизнь. Раз за разом.

        Ведь для того, чтобы жить, ребенку нужны хорошие переживания. А вот с самостоятельной добычей таковых есть некоторая проблема: во-первых, не хватает умения, а во-вторых, есть еще такой фактор как зависимость от родителей.

        Поэтому психика ребенка, растущего в неблагоприятной среде, жадно впитывает все хорошее и хранит его отдельно от всего плохого.

        У детей, растущих в благоприятных условиях, негативный опыт переживается и интегрируется в жизненную историю. Потому что хороших переживаний в их жизни хватает на то, чтобы справляться с неприятностями. В итоге у них формируется объемная картина мира, включающая и радости, и горести, и угрозы для жизни, и возможности для развития.

        У тех, кто вырастет созависимыми, обычно есть большой дефицит энергии хороших переживаний, поэтому на переработку плохого ресурс не выделяется, а в душе формируется и разрастается филиал преисподней. И «уголок с розовыми пони», естественно, как же без него.

        Поясню на примере. Допустим, вечером мать избивает дочь, а утром, чтобы загладить вину, ведет ее в магазин игрушек и разрешает выбрать себе любую куклу. И даже покупает ее. Все, этого достаточно для того, чтобы мечты девочки о красивой жизни и доброй маме стали реальностью. Да, до следующего приступа маминого плохого настроения, но разве хочется думать о плохом в такой замечательный день? К тому же, новая кукла - это практически начало новой жизни, и есть надежда, что она будет такой же прекрасной...

        Другая ситуация. Женщина подвергается домашнему насилию и попадает в больницу с переломами и ушибами. «По свежим следам» она клянет своего мужа на чем свет стоит и планирует написать заявление в полицию и подать на развод. А утром он приходит ее навестить с букетом цветов, авоськой апельсинов и извинениями. Рассказывает, что он «все осознал», и «теперь все будет по-другому». И тут, «на глазах у изумленной публики» в лице других пациентов и персонала, она сразу все ему прощает и начинает щебетать о планах на будущее. Невзирая на гипс, больницу и прочие следы присутствия этого человека в ее жизни в качестве партнера.

        Многие не понимают, как такое может быть. Специалисты, работающие с жертвами домашнего насилия, часто выгорают, сталкиваясь на практике с тем, как легко созависимые люди распоряжаются своей жизнью, игнорируя все разумные доводы и предупреждения. А они просто не очень властны над этим: так работает их мозг, привыкший обеспечивать выживание в ситуации домашнего насилия.

        Если у вас нет и не было созависимости, вам скорее всего трудно будет представить, насколько тотальное переживание счастья дает посещение «уголка с розовыми пони». Это сплошной позитив и эйфория, все горести как бы остаются «в другой вселенной», а все проблемы, даже носящие хронический характер, кажутся легко разрешимыми.

        А потом все повторяется. Проблемы, о которых стыдно рассказать, необходимость принимать сложные решения, нехватка сил, чтобы выбраться из ситуации, и тут - спасительные цветы (или что там обычно в их роли)...

        Выбраться из созависимости довольно сложно. Но возможно.

        Можно оказаться умнее и сильнее этого паттерна, хотя на этом пути, скорее всего, будет много разочарований.

        Если я соберусь с силами и мыслями - я напишу, какие внешние и внутренние опасности часто подстерегают людей, отважившихся на это путешествие, и на что имеет смысл обратить внимание, чтобы справиться.

        [ Изменено: Суббота, 15 Октябрь 2016, 19:57 ]

        Комментарии

           
          для всего мира

          IMG_20161006_225724Трикстер:

          Сегодня шестилетний юбилей нашего с Людой Орел партнерства.
          Ровно шесть лет назад состоялась наша первая нарративная интервизия на двоих.
          Познакомились мы на несколько месяцев раньше.

          Я очень счастлив.
          Написание поста оставил дорогому партнеру.
          Сам разговаривал по телефону с Алхимиком :))

          Люда Орел пишет:

          "Сегодня мы с Трикстером празднуем шестилетие нашего партнерства.

          Помню, как тогда, ровно шесть лет назад, мы стояли на лестнице, Трикстер курил, и мы разговаривали взахлеб об очень важных для обоих вещах.

          О психологии, о лучшей жизни, о тонких материях и экономических закономерностях... обо всем.

          С тех пор много всего напроисходило. Но мне важно вот что.

          Мы живем одной семьей, отстаиваем общие ценности, читаем одни и те же книги. Взявшись за руки, ходим на конференции рассказывать и слушать новое, делаем всякие важные дела и просто так гуляем. Засиживаемся далеко заполночь за интересным разговором, пишем посты в соцсети, консультируем клиентов, а еще занимаемся "подводной" социальной работой, о которой особо не рассказываем.

          Не сказать, что мы прямо вот уже живем так хорошо, как хотели бы. Но мне нравится, что наша жизнь - интересная и творческая, и что каждый день мы делаем какой-то новый шаг, опираясь на то, что мы уже успели узнать о себе и о мире.

          В общем, наше путешествие по жизни рука об руку продолжается.

          Ура."

          Воистину ура!

          На фото - кадр из аниме: Утэна и Химемия держатся за руки.

          Комментарии

             
            для всего мира

            У меня лично есть другая проблема с термином «порча», как и с рядом других эзотерико-окрашенных терминов. Но это проблема, в общем-то, не столько с самими терминами, сколько с тем, какой уровень квалификации у использующего эти термины специалиста.
            В психологии все тоже не очень хорошо (психологов готовят практически повсеместно, включая чуть ли не станкостроительные вузы; «школой психотерапии» называет себя чуть ли не каждый конгломерат, где больше двух-трех человекоединиц), но там есть хоть какое-то подобие сертификации и можно проследить, кто есть кто. В эзотерике «тарологом» себя может называть как специалист с огромным опытом и невероятным багажом знаний, так и паренек, который еще вчера на заводе пилил доски лобзиком, а сегодня купил колоду за 500 рублей и вещает клиентам по раскладам из собственной головы по имеющимся на картинках ассоциациям.

            Поэтому «порчей», «приворотом» и другими подобными словами часто начинают называть вещи, которые даже эзотерик (если речь идет о квалифицированном специалисте) таковыми бы не назвал, а методы работы с ними, как следствие, оказываются таковыми, что человеку это не помогает нисколько и никак от слова «совсем». Иногда доходит до абсурда, как в хрестоматийных примерах, когда «вроде как верующие» вместо того, чтобы отвезти больного ребенка к врачу, вместо этого сидят-молятся и ставят свечки во здравие (в то время как любой адекватный специалист, даже если бы он выступал за молитвы и свечи, как минимум добавил бы «и отвезите его уже к врачу, идиоты»).
            Поэтому лично я, хотя и владею в некоторой степени эзотерическим терминологическим аппаратом, гораздо чаще для описания эквивалентных феноменов (по крайней мере, для себя лично) использую психологический. С ним лично у меня банально связано куда меньше негативных коннотаций, с ним сложнее запутаться и сложнее сделать что-то сильно не то.

            При этом я уже много лет говорю, что в некотором плане все действительно высокоуровневые помогающие специалисты очень сильно похожи между собой. У меня есть опыт общения и с одними, и с другими; и высококлассная ведьма-таролог может делать практически то же самое, что и высококлассный психотерапевт -- просто немного другими путями, другими инструментами, в другой терминологии, с другими акцентами, но вполне успешно починяя человека и улучшая его качество жизни. И даже пакет знаний и навыков у них на удивление похож, за исключением некоторой поправки на специфику парадигмы. На этом уровне действительно разницы почти нет, и вопрос того, как называть конкретное явление -- исключительно вопрос традиций и предпочтений. Разница, по моим наблюдениям, есть «на нижних этажах» пирамиды, где пасутся не очень грамотные психологи и совсем дремучие эзотерики.

            Но я лично предпочитаю ориентироваться на верхние этажи :).

            АВТОР: Лорд Вандер

            (Оригинал: http://lesley-f.livejournal.com/436895.html?thread=2224287#t2224287)

            Оглавление цикла «Психотерапия и мист-практика»: http://deathconsulting.ru/?p=159

            [ Изменено: Четверг, 13 Октябрь 2016, 23:13 ]

            Комментарии

               
              для всего мира

              Райса Байдалиева пишет (https://www.facebook.com/baj.rajsa/posts/1342061942530966) кратко о тех проблемах, с которыми можно столкнуться в отношениях - и далеко не только с детьми. Но чтобы проработать эти проблемы, полутора строк текста обычно мало. Найти доступ к чувствам, прожить, встретить принятие со стороны значимого другого, а потом и научиться принимать свои чувства самостоятельно... Вот почему стоит продолжать психотерапию, да...же когда жизнь уже, вроде как, "вошла в берега".

              Много думаю об этом сейчас, т. к. обратила внимание, что в этот момент люди часто уходят из терапии. И это мне как специалисту понятно, что скомпенсированное состояние и более-менее нормализовавшаяся жизнь - это может быть хорошей основой для дальнейшей работы, в которой возможно очень многое. Но как объяснить это клиентам? Заинтересованы ли они в таких вещах как (психическая) целостность или зрелость (психических функций), готовы ли тратить время и деньги, чтобы прийти к этому? В общем, этот текст оказался очень созвучен этим моим размышлениям.

              Комментарии

                 
                для всего мира

                Про «порчу». 

                Есть в социологии некая теорема Томаса, которая гласит: «если человек определяет ситуацию как реальную, она реальна по своим последствиям». 

                Если в общественном сознании и в сознании отдельных людей, обращающихся за помощью, живет понятие «порчи», мы как помогающие специалисты не можем игнорировать это явление. 

                Для нас не стоит вопрос «верим ли мы в порчу». Для нас стоит вопрос, какую феноменологию принято называть порчей. И мы определенно верим, что если уж зашла об этом речь, то человек, обратившийся к нам за помощью, испытывает ряд проблем, которые как минимум для него самого описываются этим словом. Мы также верим, что за этим скрыт большой социокультурный и индивидуальный контекст. 

                Наша работа по определенному случаю будет завершена не тогда, когда человек, к примеру, «поймет, что никакой порчи не существует», а тогда, когда проблемы, с которыми он к нам обратился, будут разрешены. 

                Некоторые мист-практики могут критиковать нас за то, что мы работаем с «псих(олог)ическими проблемами», в то время как «на самом деле источником проблем в жизни человека является порча». 

                Вот как мы со своей стороны видим эту ситуацию: 

                Если существует проблема Х, условно назовем ее «порча», то она так или иначе дает о себе знать как в жизни человека, обратившегося за помощью, так и в его психических реакциях, которые мы можем наблюдать во время сессии. Если это так, то с этим можно работать психотерапевтическими методами. 

                Бывает и так, что некая проблема, как говорят те же мистики, «существует на энергетическом уровне», то есть никак зримо не проявляется, но может быть «увидена» людьми, обладающими определенной чувствительностью. 

                Ошибкой было бы считать эту чувствительность прерогативой исключительно каких-то особых ведунов. 

                Это часто остается за кадром, но психотерапевты тоже имеют дело с тем, что часто описывается как «энергетический уровень». В разных школах психотерапии есть свои традиции для описания различных «тонких» вещей и работы с ними. То есть от вдумчивого психоаналитика не ускользнет что-то едва ощутимое, проявившееся в пространстве контрпереноса. Так же как и от расстановщика - наличие чего-то в поле. И да, в определенных традициях психотерапии эти явления тоже будут иметь отношение к психическим проявлениям человека, обратившегося за помощью. 

                Мы как нарративные практики считаем, что одно и то же явление может описываться по-разному, это дело традиций и предпочтений, но ни одно из этих описаний не будет более истинным, чем другие. Таким образом, называем ли мы некое явление «порчей» или «психической травмой» или «системной динамикой», если есть нечто нематериальное, преследующее человека и причиняющее ему страдание, то с этим можно работать. 

                АВТОРЫ: Люда Орел и Трикстер

                Оглавление цикла «Психотерапия и мист-практика»: http://deathconsulting.ru/?p=159

                [ Изменено: Четверг, 13 Октябрь 2016, 22:59 ]

                Комментарии

                   
                  для всего мира

                  Я индивид весьма стеснительный (хотя не все знакомые об этом знают) и испытываю странный для пишущего человека комплекс (хотя не все считают этот комплекс необычным) - значительную робость перед словом. 
                  Я боюсь чистого листа. Начать о чем-то непустячном говорить - для меня уже труд. Еще сложнее - произнести некую речь от своего имени и про себя любимого. Заявить о себе. Громко сказать «Я».
                  Когда-то нас, интеллигентных детей, от этого долго и старательно отучали.

                  Тем интересней для меня оказался опыт «нарративного перформанса» у Люды Орел и Трикстера. Про этот прием - или психологическую практику - я сейчас напишу несколько строк. Идея предельно простая: мне дали ровно на час... рассказать о себе что угодно.
                  Тихо. Есть я. Рядом со мной психолог. И за мной записывают от руки. 
                  Важно, чтобы говорил именно ты, а за тобой записывал другой.

                  Любопытно, что за целый час ты совершенно раскрываешься (тетрадка с записью останется у тебя, и вообще, все, что было сказано, останется между рассказчиком и психологом). 
                  После рассказа ты еще можно при желании получить отклик от психолога, но это, кажется, не главное. Главное - то, что при рассказе очень быстро пропадают экивоки и твое «мычание». Ты начинаешь журчать как Цицерон (ну, почти). Во всяком случае, так было у меня.

                  Я перестал пугаться белого листа. Я ощутил, что я хозяин. А не лист.

                  Но первое, пожалуй, дело - это осознание собственных приоритетов. Писать от руки - дело медленное, и час пролетает быстро. И хочется сказать за это время самое важное в жизни.
                  Здесь меня поджидало немало сюрпризов.

                  (Там, кстати, можно говорить не только от себя, но и от своего персонажа - например, ролевого, но именно такой практики у меня не было.) 

                  Про «нарративный перформанс» есть вот тут: http://deathconsulting.ru/?page_id=43 

                  Оригинал: http://arthoron.livejournal.com/281149.html

                  Комментарии

                     
                    для всего мира

                    Галина Федотова в той же дискуссии у Оксаны Буковецкой (см. предыдущие две статьи, в первой есть ссылка):

                    «Трикстер, ну вот не согласна я с Вами. В течении миллионов лет жизнь наших предков состояла из непрерывного потока таких травм: леопард съел твоего ребенка, откусил тебе руку, враги угнали жену и так далее. Жизнь современного ребёнка - тоже поток непрерывных травм, особенно в школе. Наш мозг специально приспособлен к травмам. Кстати, на эту тему существует прекрасное лонгитюдное исследование, показавшее, что даже грубое изнасилование не оставляет реальных последствий. Конечно, мозг запоминает опасность и при ее возможном повторении лимбическая система бьет во все колокола. Только это никакая не травма. Травма - это вовсе не данность, не наблюдаемый факт, а модель в психологии, модель неудачная и не описывающая реальность. Зато этим понятием злоупотребляют, оправдывая то, в основе чего на самом деле лежит первобытное зверство. Как расстрелы буржуйских детей оправдывали классовой теорией Маркса. Но я понимаю, будучи психотравматологом, Вам со мной согласится невозможно ))»

                    Что я думаю об этом?

                    Я думаю о том, что событие, способное привести к травме, не тождественно травме, об этом я уже писал (http://trixter-psy.ru/?p=878).
                    И мозг приспособлен, конечно, не к травмам, а к совладанию с последствиями травмирующих событий. Но и сами травмы умеет изживать, если ресурсов достаточно, есть такое.

                    Но еще я думаю о качестве жизни. И о том, что в те времена, когда леопарды ели детей и откусывали руки, а враги угоняли жену, оно было заметно ниже. И если кого-то устраивает и такое, то можно и с травмой тоже ничего не делать. А можно пользоваться теми возможностями, которые сейчас есть вокруг.

                    Кроме того, я думаю о том (Люда Орел тут обронила пару слов), что антибиотики изобрели меньше ста лет назад, что привело к резкому увеличению продолжительности жизни. А до того организм, переживший какое-то количество травмирующих событий, просто умирал от болезни (падает от травм воля к жизни и ее физическое выражение, иммунитет).

                    И я не сомневаюсь даже в том, что где-то есть такое исследование про последствия изнасилований (и интересно, какие именно параметры и как замерялись, а также что такое «реальные последствия» по версии авторов), а также в том, что есть масса исследований с противоположными результатами (и другими параметрами) - об этом я писал вчера в статье про науку в стадии становления (http://trixter-psy.ru/?p=882).

                    И да, мозг запоминает опасность, и при ее возможном повторении лимбическая система бьет во все колокола. Это вполне годное описание травмы, одно из возможных. Проблема в том, на какие именно стимулы включается травматическая реакция («колокола»), насколько эти стимулы близки к тому, от чего именно надо защищаться, и насколько реакция организма в итоге адаптивна, то есть помогает избежать опасности. Или «колокола» включаются на незначимые признаки, реакция лимбической системы занимает собой все силы и внимание, а способов совладания с опасностью так и нет? - Бывает и такое, часто работать приходится именно с этим.

                    И, конечно, представления о травме - это именно научная модель. Точнее, набор моделей. Описывающих разные аспекты реальности. И, как и любыми понятиями, ими порой злоупотребляют.

                     ________

                    То же самое у меня на сайте: http://trixter-psy.ru/?p=887

                    Оглавление цикла «Псих(олог)ическая травма и диссоциация»: http://alterglobe.ru/blog/index.php?entryid=172

                    [ Изменено: Вторник, 13 Сентябрь 2016, 02:13 ]

                    Комментарии

                       
                      Страница: ()   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18 ...44   ()